О ГОРОДЕ  

Город Астрахань: история и современность

А С Т Р А Х А Н Ь - административный центр Астраханской области, в 1534 километрах к Юго-Востоку от Москвы. Расположен на Прикаспийской низменности, на реке Волга, в верхней части ее дельты. Климат резко континентальный, засушливый. Средняя температуры января -10° С, июля 25° С. Осадков 230 мм в год.

Работают речной и морской порт Волго-Каспийского бассейна, транспортный узел железнодорожных линий (на Саратов, Кизляр, Гурьев) и автодорог (на Волгоград, Ставрополь и др.), международный аэропорт.

Город расположен на одиннадцати островах, занимаемая площадь – 500 кв. километров, делится на 4 района; численность населения города в соответствии с переписью населения на 1.01.2004 г. составляет 502, 8 тысяч человек.
В Астрахани проживают представители более 100 национальностей, мирно соседствуют 14 религиозных конфессий, функционируют 17 обществ национальных культур, 155 общественных объединений.


История города.
Астрахань - старейший город Нижнего Поволжья, входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.
В районе, где находится Астрахань, издавна располагались городские поселения, через которые шли торговые пути персов и арабов. На протяжении нескольких столетий здесь, несмотря на разрушения, постоянно возникали города хазар, половцев, монголо-татар. Первые письменные известия об Астрахани относятся к 13 в., когда среди татарских поселений упоминается д. Аштархан (Аджитархан, Хаджи-Тархань, Хазитархань, Цытрахань или Зыстрахань и др.) на правом берегу Волги, в 12 км от современной Астрахани. По мнению некоторых исследователей, близ современного города размещался Итиль - столица хазарского каганата, разрушенного князем Святославом в 965. В 1395 Астрахань сожжена войском Тамерлана. В1459-1556 Астрахань главный город Астраханского ханства. Окончательно город занят русскими войсками и присоединен к Русскому государству в 1557. Основание современной Астрахани положено сооружением в 1558 новой деревянно-земляной крепости на высоком Заячьем, или Долгом, холме, омываемом Волгой и ее рукавами. В 1582 сооружены каменные стены с 8 большими и малыми башнями. В Астрахани был построен караван-сарай. Заселение Астрахани шло быстро: отдаленность края, потребность в рабочей силе привлекли массы русских переселенцев, образовавших вокруг города слободы: Сианову, Безродную, Теребиловку, Солдатскую, Ямгурчееву, (или Огручеево); поселившиеся в окрестностях города татары образовали Татарскую, армяне - Армянскую слободы. В 1605-06 Астрахань была захвачена и разграблена донскими и терскими казаками. К середине 17 в. Астрахань была одной из пограничных крепостей Русского государства, охранявших устье Волги. В 1670 была взята войсками Степана Разина; в 1670-71 управлялась казачьими атаманами В. Усом и Ф. Шелудяком. В 1709 Астрахань сильно пострадала от пожара. С 1717 - губернский город, с 1785 - областной город Кавказского наместничества. В 1-й четверти ХVIII в. в Астрахани были созданы сильный военный флот, адмиралтейство, верфи, порт.
В конце ХIХ в. в Астрахани насчитывалось 2087 каменных зданий и 7367 деревянных; действовало 30 православных храмов, 6 армяно-григорианских церквей, а также римско-католическая, лютеранская, раскольничья молельня, мечеть, синагоги. В Астрахани было 204 улицы и переулка, большая часть которых была немощеной. Были открыты учебные заведения, больницы, богадельни. Выходили 4 периодических издания. Работали 2 учебных общества.
В 1885 в Астрахани и окрестностях насчитывалось 62 фабрики и завода. Среди городских промыслов выделялись рыболовство, садоводство (особенно разведение винограда) и огородничество. В 1860-х годах в связи с развитием нефтепромыслов в Баку астраханский порт становится одним из крупнейших в стране. Во время гражданской войны Астрахань приобрела ключевое значение, что вызвало ожесточенные бои между противоборствующими сторонами за овладение городом. До 1934 года Астрахань входила в состав Нижневолжского края, с 1934 г. - Сталинградского края, до 1943 г. - Сталинградской области; с 1943 г. Астрахань - центр Астраханской области.
Город расположен на островах дельты Волги. Его территория пересечена рукавами и протоками, отходящими от волжского русла на Юго-Восток (Болда, Кутум, Царев, Кизань). Это обусловило в нем обилие мостов, перекинутых через реки и ерики. Центральная часть Астрахани - его исторически сложившееся ядро - представляет собой остров, омываемый водами Волги, Кутума, Царева и ерика Казачий. На самом высоком холме - Кремль, спускающийся по левому берегу Волги почти до набережной (1580-1620; строители Михаил Вельяминов и Дей Губастый), с белокаменными стенами, четырьмя глухими и тремя проездными башнями. Ниже Кремля ранее располагался посад (Белый город) с протянутыми вдоль холма и секущими их улицами (планировка сохранилась).
На территории Кремля: Успенский собор (1698-1710, зодчий Дорофей Мякишев) - кубический, пятиглавый, с богатым декором фасада и с открытой арочной галереей; Троицкий собор (конец ХVI-XVIII вв.), бывшей Архиерейский дом (ХVI-XVIII вв.) с домовой церковью, гауптвахта (1807), Кирилловская часовня и др. В северо-восточной части бывшего Белого города - шатровая башня ограды Спасо-Преображенского монастыря (начало ХVIII в.) с вставками из полихромных изразцов. Близ нее Демидовское подворье (ХVII-XVIII вв.), церковь Иоана Златоуста (1763; “восьмерик на четверике” с богатым скульптурным декором) В 1769 году был утвержден генеральный план Астрахани (архитектор А.В.Квасов), по которому город получил регулярную планировку с квадратной Генерал-губернаторской (Плац-парадной) площадью, застроенной по периметру зданиями в стиле классицизма: дом генерала-губернатора (1790-е годы), длинная (ныне заложенная) аркада, Московский торговый дом (1790); центральная часть города застроена домами по “образцовым проектам”, набережные с усадебными комплексами и особняками соединены с другими частями города многочисленными мостами.
В центре бывшего Белого города сохранились подворья восточных купцов, мечети, римско- католический костел (1762-1778). В ХIX веке город подвергался реконструкции, были возведены роскошные особняки, банки, торговые заведения в стиле модерн (здание бывшего Азовско-Донского банка,1910,архитектор Ф.И.Лидваль; особняк Губина, собор св. Владимира,1895-1904; Дом Астраханского казачьего войска, 1906-07, архитектор В.Б.Вальковский), деревянные жилые дома в русском или “допетровском” стиле (дом Тетюшникова, 1870-72; дом на улице Мельникова, вторая половина XIX века. С 1957 года Астрахань застраивается по генеральному плану с прямоугольной сеткой улиц. Выстроены общественные здания, рабочие поселки, новые жилые районы, разбиты сады и парки.
После распада Союза наш регион оказался в новой геополитической ситуации, получив статус южного форпоста России. Здесь проходит главная водная артерия - р.Волга, а через нее водные пути из прикаспийских государств в Черное, Средиземное, Балтийское, Северное моря. Астрахань естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии и Европы, имеются очень выгодные транспортные развязки. Открыт международный аэропорт. Строится морской порт международного значения, это будет второй по величине, по грузообороту порт в России.

Промышленность города
В течение последних лет для социально-экономического положение города характерна положительная динамика. Рост промышленного производства составил 5,8 %, при прогнозируемом – 5,0 %. В целом промышленность города характеризуется многоотраслевой структурой с концентрацией промышленного потенциала 32,5 % по области.
Доля промышленной продукции, производимой предприятиями частной и смешанной форм собственности, составила более 90%. Среди отраслей промышленности города, по-прежнему, лидирующими остаются машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность, на их долю приходится около 80 % объема производства.
В регионе практически неисчерпаемые запасы газа, нефти, серы. По предварительным данным, астраханское месторождение нефти - примерно пятое по величине в мире. Повышенный интерес предпринимателей вызывают и наши энергоресурсы, которые можно развивать.
Используя природные ресурсы, в городе получили развитие такие отрасли, как рыбоперерабатывающая, пищевая, легкая и химическая промышленность, машиностроение, водный транспорт.
Рыбная промышленность - одна из старейших отраслей. Переработка рыбы ведется рыбоконсервными предприятиями в городе и плавучими рыбоперерабатывающими заводами.
Машиностроительная отрасль специализирована в основном на судостроении и судоремонте, которые обслуживают рыбную промышленность, а также производстве металлорежущих станков, компрессоров и различных приборов и оборудования.
Несмотря на позитивные процессы, происходящие в экономике города, ряд отраслей испытывали определенные трудности. По-прежнему, ощущался недостаток инвестиций и оборотных средств на перспективное развитие и обновление основных производственных фондов. К негативным тенденциям можно отнести сокращение сырьевой базы перерабатывающих отраслей пищевой промышленности за счет критического состояния промысловых запасов Каспийского бассейна.

Культурная сфера
На территории города Астрахани расположены четыре театра, филармония, картинная галерея им. Б.М.Кустодиева, семь музеев, выставочные залы, кинотеатры.
Достопримечательностями города являются Астраханский Кремль (1580 - 1620г.), картинная галерея им. Б.М.Кустодиева(осн. в 1918г.), дом-музей В. Хлебникова, музей культуры города (бывший дом-музей Н.Г.Чернышевского), культурно-развлекательный комплекс “Октябрь” с уникальным зимним садом-дендрарием, культурно-развлекательный комплекс «Даир», историко-архитектурный музей-заповедник (коллекция памятников истории хазар, Золотой Орды и освоения низовий Волги русскими).
Город живет, развивается в надежде на лучшее будущее!


На главную



Hosted by uCoz